Не путь делает

великим человека,

но человек делает великим путь.

                            Конфуций            

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

 

Конфуций

 

 

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Отечественная педагогика разрабатывает новые  образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Например, в последнее время все чаще говорится о проектном обучении, целенаправленном на самостоятельную деятельность учащегося, учитывающую его личностный интерес и востребованность в получении конкретных знаний и приобретении навыков. Как известно, все новое – хорошо забытое старое. В начале ХХ века американский философ и педагог Дж.Дьюи и его последователь В.Х Килпатрик разработали метод, основная идея которого - заинтересованность детей в приобретаемых ими знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт,  программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. И если говорить о методе проектов, как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских , поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Как известно, проектное обучение представляет собой один из возможных способов реализации проблемного обучения. Широкое использование этого метода позволяет усилить межпредметные связи, резко повысить мотивацию учащихся, развивать общеучебные умения и навыки.  Так, в нашей школе проеты создаются в паре: учитель информатики – учитель-предметник. Учащиеся выполняют проект по какому-либо предмету, используя компьютерные технологии. Тематика в разных ситуациях может быть различной. В одних случаях тема проекта может выдвигаться учителем-предметником с учетом учебной ситуации по своему предмету. В других – может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы.

Пожалуй,  самый сложный и самый важный момент – это выбор проблемы, т.к. нельзя рекомендовать детям ее (проблему) в готовом виде.  Учитель может лишь предложить направление самостоятельного поиска.

За три года нашими учащимися были разработаны проекты по истории, краеведению, русскому языку и литературе, культурологи, физике. Таким образом, решаются сразу две задачи: учащийся работает над проблемой, поставленной  учащимся по определенной теме и проблемами, возникающими при реализации проекта на компьютере.   

В  процессе возникли два вопроса: каким должен быть проект и зачем это нужно?

На эти вопросы получены ответы во время работы над проектами. Ответ на первый вопрос находится в начале работы над проектом: презентация, электронная газета, буклет, сайт, анимационный ролик, продукты, созданные на каком-либо языке программирования. А ответ на второй вопрос - во время работы над проектом: в процессе работы можно расширить рамки проблемы, рамки темы, расширить  кругозор учащихся, а самое главное развить творческие способности учеников, а это достаточно трудно сделать на стандартных уроках. При работе над проектом учителя призваны помогать учащимся в поиске источников, способных помочь им в работе над выбранным проектом. Одновременно сам педагог является источником информации и координатором всего, происходящего на учебном занятии, поддерживает в ученика стремлении к знаниям, его самостоятельность.

Но работа невозможна без элементарных знаний о структуре научного труда, требований к нему, методах.  Структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Учителю обязательно нужно раскрыть структуру, чтобы у учащихся была опора для планирования своей деятельности.

В процессе проектной деятельности вырисовались основные требования к работе:

1.      ее значимость в исследовательском, творческом плане;

2.      практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3.      самостоятельная деятельность учащихся;

4.      структурирование содержательной части (этапы результатов);

5.      использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

·        определение проблемы;

·        выдвижение гипотезы ее решения;

·        обсуждение методов исследования;

·        обсуждение способов оформления конечных результатов;

·        сбор, систематизация и анализ полученных данных;

·        подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

·        выводы.

Немаловажный вопрос - сотрудничество со школьным библиотекарем. Школьная библиотека – это информационный центр, который находится ближе всего.  Нашей гимназии в этом отношении очень повезло. Любые идеи, возникающие в головах школьников с энтузиазмом поддерживаются нашим библиотекарем. Мало того она сама предлагает темы для исследования, собирает и оформляет в электронном виде банк лучших проектных работ наших учащихся. Эти работы используют и учителя-предметники на своих уроках как иллюстрации учебных моментов.  Этими работами могут воспользоваться и другие учащиеся для подготовки домашних заданий, для дополнительного образования. Чтобы легче было ориентироваться в электронных каталогах, осмыслить какой именно продукт выбрать для подготовки, в библиотеке собираются изготовленные учащимися буклеты, в которых  дается краткая информация об этом продукте.

 

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

/А. Дистервег/

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz