Не путь делает

великим человека,

но человек делает великим путь.

                            Конфуций            

Разработка и проведение ИК проектов

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта, это что-либо, что задумывается, планируется и реализуется. Целью проекта, как правило, является создание чего-либо нового, не существующего в данный момент. В результате осуществления (реализации) проекта появляется новое изделие, производственная линия, технологический процесс.
Термин «Проект» охватывает широкую область деятельности: от незначительной модернизации действующего объекта, например производственной линии, до создания предприятия (в широком смысле) в комплексе с развитой инфраструктурой, требующего значительных капиталовложений. Реализация проекта требует выполнения определенных мероприятий. Эти мероприятия можно сгруппировать таким образом: основная деятельность и обеспечение проекта.

К основной деятельности относятся:

  • анализ проблемы;
  • формирование целей проекта;
  • разработка основных положений проекта;
  • базовое проектирование;
  • детальное проектирование;
  • изготовление;
  • запуск и проведение проекта;
  • сдача проекта;
  • выпуск продукции;
  • сопровождение и развитие производства;
  • демонтаж оборудования.

Метод проектов - Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей»[2].

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. В отличии от занятия или учебного мероприятия, ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Сетевой (телекоммуникационный ) проект –- совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата.

Рекомендуется для осуществления следующих целей целей:

  • Организации интерактивных дидактических игр;
  • сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов;
  • Проведения экологических, социологических проектов;
  • создания совместных творческих продуктов;
  • организации совместных полевых работ, практических экспериментов;
  • совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования;
  • Совместная разработка туристических маршрутов, пр.

Из сказанного выше можно определить, что является объектом изучения в нашем дистанционном курсе:

Сетевой (телекоммуникационный ) учебный проект –- совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата, ориентированная на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющая часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Сетевой учебный проект в отличие от телекоммуникационного проекта проводится не во внеурочное время, он предполагает использование урочного времени, отведенного по программе на изучение данной темы или раздела. Проведение такого проекта требует от координатора не только умения организовать внешнее общение в проекте, но и продумывание моментов проведения его в конкретной школе.

Исследовательская деятельность: Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации… Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто "из следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию... Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине….

Проектная деятельность учащихся

  • совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся:
  • имеющая общую цель,
  • согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
  • непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации. Главные отличия исследовательской от проектной деятельности
  • Ценностно-смысловая направленность на выяснение истины, использование проектирования как средства организации деятельности;
  • Широкое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки;

Учебное исследование

  • Главной целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
  • Цель ИД - в приобретении учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
  • При организации учебного процесса на основе ИД на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании ИД учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий.
  • Главным результатом ИД является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Веб-сайт - Совокупность логически связанных страниц, размещённых (обычно) на одном компьютере, которая включает в себя начальный файл, называемый домашней страницей, и другие, именуемые страницами. Просмотреть сайт можно на своем компьютере, используя специальную программу веб-браузер. Существует большое количество различных веб-браузеров, но самыми распространенными среди пользователей являются Internet Explorer (IE) компании Microsoft и Netscape Communicator (NC) компании Netscape.

Веб-сайт учебного проекта - веб-сайт, отражающий суть вашего проекта, ход и результаты его проведения, содержащий методические, организационные, оценочные и иллюстративные материалы, необходимые для проведения Вашего проекта.

Гиперссылка - Hyperlink Гиперсвязь. Выделенное слово или изображение на странице Web, которое, если на нем щелкнуть клавишей "мыши", позволяет пользователю перейти в новое место Сети. Если, например, в качестве гиперсвязи выбрано слово "Венера", то после щелчка клавишей мыши с указанием на него на экране появится изображение Венеры, статья об этой планете или и то, и другое сразу.

Гипертекст - Текст, содержащий адреса других файлов. Обозреватель Интернета изображает эти адреса как подчёркнутый синий текст и умеет переходить по этим адресам в ответ на нажатие левой кнопки мыши. Страница, на которую вы смотрите - гипертекст.

Начальная страница - Home Page. Главная страница. Вопреки прямому переводу с английского это не домашняя (персональная) страница Пети Иванова, а начальная страница web-сайта. Как правило, ссылки делаются именно на главную страницу web-сайта, поэтому количество посещений на этой странице обычно намного больше, чем на любой другой. По главной странице (лицу web-сайта) посетитель получает представление о том, куда он попал, и что он может увидеть на других страницах сайта (хотя иногда бывает, что главная страница является первой и единственной).

Сетевой этикет – неформальный кодекс поведения, регулирующий общение пользователей друг с другом. (см. приложение 1)

1.2. О методе проектов


Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Главная цель гуманистической педагогики – самоактуализация личности на основе осознания ребенком особенностей собственного отношения к миру и себя в этом мире.

«Личностно-ориентированный подход основной акцент делает на организации познавательной деятельности ученика, с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности ученика… Уже недостаточно просто знать что-то; более важно знать почему и как».

(Карл Роджерс, «Свобода учиться»).

Конструктивизм предполагает, что осмысление знаний есть результат познавательной деятельности по осмыслению ранее приобретенного опыта, способность ученика осмысливать этот опыт, уметь интерпретировать изучаемые объекты и явления, другими словами, приобретать новые знания на основе критического мышления.

Что такое критическое мышление?

  • Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
  • В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.
    (Дэвид Клустер, США)

Уровень сформированности умений критического мышления в России
(данные Международного исследования 2002 г.)

  • Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является 27-29 местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании.
  • Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР.
  • В России таких учащихся оказалось 18 %.
  • Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6%
  • В России – 9 %.

      Педагогические технологии, отражающие личностно-ориентированный подход и конструктивизм:

      • Обучение в малых группах сотрудничества.
      • Метод проектов.
      • Дискуссии.
      • Мозговая атака
      • Ролевые игры проблемной направленности.
      • Разноуровневое обучение
      • «Портфель ученика»

      Остановимся подробнее на методе проектов, т.к. он занимает центральное место нашего курса.

      Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

      Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

      Надо отметить, что существуют и другие определения учебного проекта. В нашем курсе мы будем придерживаться вышеназванного понимания учебного проекта. Разработана технология использования учебных проектов в обучении, называемая «методом проекта».

      В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

      Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

      Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

      Проектный метод направлен на

      1. Развитие критического мышления:
        • аналитическое;
        • ассоциативное;
        • логическое;
        • системное.
      2. Развитие творческого мышления:
        • пространственное воображения;
        • самостоятельный перенос знаний;
        • комбинаторные умения;
        • прогностические умения.
      3. Умения работать с информацией:
        • отбирать нужную;
        • анализировать;
        • систематизировать и обобщать;
        • выявлять проблемы;
        • выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
        • ставить эксперименты;
        • статистически обрабатывать данные;
        • генерировать идеи;
        • работать в коллективе;
        • владеть культурой коммуникации.

      Метод проектов целесообразно применять, если

      • Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
      • Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
      • Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
      • Возможно структурирование (этапность) проекта.
      • Используются исследовательские методы:
        • формулировка задач исследования;
        • выдвижение гипотез их решения;
        • обсуждение методов исследования;
        • обсуждение способов оформления результатов;
        • сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;
        • выводы.
      • Результат – материальный продукт.

      Типы проектов:

      1. Доминирующая деятельность:
        • Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты
          • Направлены на сбор информации об объекте
          • Структура: цель, актуальность -> источники информации -> обработка информации -> презентация
          • Интегрируются в исследовательские
        • Практико-ориентированные, прикладные
          • Четко обозначенs результат деятельности участников
          • Результат практико-ориентирован
          • Структура проекта детализирована
          • Известна функция каждого участника
        • Ролевые, игровые
          • Структура только намечается и корректируется до завершения работы
          • Участники выступают в определенной роли
          • Результаты конкретизируются в конце проекта
        • Творческие
          • Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности
          • Четко определен результат и форма представления
          • Оформление результатов требует четко продуманной структуры
        • Исследовательские предполагают
          • Выбор темы исследования
          • Выдвижение гипотез
          • Поиск и предложение возможных вариантов решения
          • Сбор материала
          • Обобщение полученных данных
          • Подготовку проекта (презентация, буклет, публикация)
          • Защиту проекта.
      2. Предметно-содержательная область:
        • Монопроект проводится:
          • в рамках одного предмета;
          • по наиболее сложной теме;
          • структуризация по урокам;
          • заранее планируется работа на каждом уроке по группам.
        • Межпредметные (экологический центр,- консультативный центр)
          • Выполняются во внеурочное время.
          • Требуют квалифицированного координатора.
          • Группы имеют четкие исследовательские задания.
          • Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов.
        • Надпредметные (школьный пресс-центр, школьный театр)

      Характер координации проекта:

      • Открытая
      • Скрытая

      Характер контактов:

      • Внутришкольный
      • Региональный
      • МеждународныйКоличество участников:
        • Личностные
        • Парные
        • Групповые

    Планирование сетевого учебного проекта

    Выполняя задания к прошлому занятию, Вы познакомились с рядом сетевых проектов и прислали свои визитные карточки. Ваши визитные карточки размещены на сайте для того, чтобы Вы могли получить представление друг о друге и в дальнейшем успешно общаться, выполняя совместные задания. Уже в рамках второй темы Вам предстоит не только выполнить индивидуальное задание, но и обсудить его с другими слушателями курса в мини-группе. Через три дня каждый из Вас получит состав и адреса участников Вашей мини-группы. На первом этапе выбор партнеров выполню за Вас я, как организатор проекта, но в дальнейшем Вы будете делать свой выбор самостоятельно.

    2.1. Выбор темы

    Упражнение 1.

    Определите для себя, зачем Вам нужно проведение сетевого проекта. (отметьте нужное в правом столбце)
    1 Для задуманного мною (моими учениками) исследования не достаточно данных, собранных в одном городе (стране)  
    2 Я никогда не проводил сетевой проект и хочется попробовать свои силы  
    3 Мне хочется, чтобы мои ученики сравнили свои знания со знаниями их сверстников  
    4 Я хотел бы, чтобы моим ученикам было интересно учиться  
    5 Я считаю, что общение со сверстниками из других городов будет полезно моим ученикам  
    6 У меня мало материала по какой-то теме и я хотел бы, чтобы учителя из других регионов помогли собрать его  
    7 Все проводят, чем я хуже других  
    8 Мне это поможет в профессиональном росте  
    9 Учебный материал, изучаемой темы предполагает наличие различных точек зрения, которые могут быть обусловлены, например, национальными особенностями  
    10    
    11    
    12    

    В книге Е..Н. Ястребцевой «Пять вечеров» говорится, что «проведение телекоммуникационных проектов целесообразно, когда в проекте предусматривается:

    • сбор данных в разных странах, регионах, городах и сопоставление наблюдений за природными, физическими, социальными явлениями;
    • сравнительное исследование или изучение событий, явлений, фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решения;
    • совместная познавательная, творческая или игровая деятельность»

    Упражнение 2.

    Взгляните на причины, которые Вы указали в задании 1. Есть ли среди них хотя бы одна, которая говорит о том, что проведение сетевого проекта в Вашем случае целесообразно? Если Вы не нашли ни одной причины, которая доказывает целесообразность проведения сетевого проекта, задумайтесь, так ли уж нужно Вам проведение именно сетевого проекта. Может быть, для изучения выбранной Вами учебной темы вполне достаточно внутришкольного проекта? Итак, мы плавно перешли к тому, что выбор темы проекта является одним из ключевых моментов при планировании сетевого проекта.

    2.2. Планирование проекта.

    Вопросы: «Что делать?» и «С чего начать?» мучают уже не одно поколение. Хорошо, если Ваш проект обусловлен необходимостью, и Вы хорошо представляете, каким продуктом должен завершиться Ваш проект. А если нет?

    Попробуйте начать с определения учебной темы, в рамках которой собираетесь свой проект проводить.

    Чтобы проект получился действительно учебным, он должен

    • проводиться в тоже время, когда данная тема изучается в школе и умещаться в те же временные рамки;
    • развивать у детей какие-то умения и навыки в рамках выбранной темы;

    Каждый сетевой учебный проект по-своему уникален, по крайней мере, очень хочется, чтобы проекты не были похожи друг на друга как ящики. Тем не менее, можно определить примерную структуру образовательного проекта:

    1. Название.
    2. Цитата, лозунг.
    3. Аннотация.
    4. Цели и задачи.
    5. Участники.
    6. Условия регистрации.
    7. Сроки реализации проекта.
    8. Этапы проведения проекта.
    9. Условия участия.
    10. Особенности проведения, виды деятельности.
    11. Формы взаимодействия организаторов с участниками.
    12. Критерии оценивания работ участников и проекта.
    13. Результаты проекта. Награды, призы.
    14. Возможное продолжение/ развитие проекта.
    15. Авторы, координаторы, администраторы, организаторы

    Как и для любого учебного проекта, сетевой проект предусматривает наличие основополагающего вопроса.

    • Весь проект (УП) есть расширенный ответ на основополагающий вопрос (ОПВ).
    • Цель УП – ответ на ОПВ.
    • ОПВ должен быть интересным для большинства учащихся.
    • ОПВ должен мотивировать обучение.
    • Учитывает возрастные особенности.
    • Лаконичность.
    • Не имеет однозначного ответа.
    • Не содержит специальной терминологии.
    • Не может быть риторическим.
    • Должен быть вопросительным предложением.
    • Полезно употребление вопросительных слов: что, как, когда, где, почему
    • УП не может не иметь ОПВ.

    Учебный проект направлен на изучение конкретной учебной темы, поэтому для учителя важно определить цели и задачи обучения. А также составить цепочку учебных вопросов, на которые должны ответить дети в процессе обучения. Но нельзя забывать и о том, что учебный проект должен быть интересен ребенку. Правильно подобранный основополагающий и проблемные вопросы помогут мотивировать детей на работу в проекте, направят их поиск в нужное русло.

    Следующим важным моментом в разработке сетевого учебного проекта является продумывание самостоятельных исследований, которые могут провести дети в рамках Вашего проекта и которые помогут решить поставленные Вами образовательные задачи. Важно, чтобы вопрос соответствовал ответу – ответ соответствовал вопросу.

    Главной целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

    Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. При организации учебного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследования учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий.

    Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

    Важным шагом в проведении исследований является формулирование гипотез.

     

    Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом.

    Для детских исследований важно умение вырабатывать любые гипотезы, даже самые фантастические идеи и провокационные. Выдвижение нетрадиционных (провокационных) идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск.

    Способы проверки гипотез можно разделить на две группы:

    • на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации
    • на основе наблюдений, опытов, экспериментов.

    Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных базовых умений исследователя.

    Формулирование гипотез предполагает:

    • Индуктивное обобщение
      • метод проб и ошибок
      • поисковое исследование
    • Дедуктивное рассуждение
    • Данные связаны с гипотезой правилами дедуктивной логики
      • прогнозы
      • ЕСЛИ … ТО …
    • Данные связаны с гипотезой правилами дедуктивной логики
    • Альтернативные

    Основные ошибки в исследовательских работах учащихся:

    • неправильная формулировка темы или названия работы;
    • отсутствие контрольной группы или неправильный ее подбор;
    • отсутствие статистической обработки полученных результатов;
    • неверная интерпретация полученных результатов;
    • несоответствие выводов и результатов исследования.

    Упражнение 3

    Попробуйте начать разработку проекта с заполнения таблицы
    Учебный предмет  
    Учебная тема  
    Класс (возраст)  
    Время изучения (в неделях)  
    Когда (в каком месяце) изучается данная тема, сможете ли Вы заявить свой проект в данном учебном году  
    Ключевые понятия изучаемой темы  
    Какие межпредметные связи просматриваются в рамках выбранной тематики?  
    Какие трудности вызывает у Вас изучение данной темы?  
    Какие «трудные»[*]вопросы задают Вам дети при изучении данной темы  
    Какие исследования можно провести в рамках этой темы
    1            
    а б в г д
     
    2            
    а б в г д
     
    3            
    а б в г д
     
    4            
    а б в г д
     
    5            
    а б в г д
     
    6            
    а б в г д
     
    7            
    а б в г д
     
    *«Трудными», назовем те вопросы, которыми дети ставят нас в тупик, потому что мы сами не знаем на них ответа, или ответ кажется нам противоречащим тем целям, которые мы сами перед собой поставили при изучении данной темы.
    Теперь осталось только определить значимость каждого исследования, поставив галочки в соответствующих квадратиках.
    а) исследования, при проведении которых возможно сетевое общение.
    б) исследования, в рамках которых дети смогут закрепить ключевые понятия выбранной темы.
    в) исследования, которые будут по Вашему мнению интересны детям
    г) исследования, которые помогут найти ответ на задаваемые детьми «трудные» вопросы.
    д) исследования, которые могут провести дети данного возраста.

    Если у Вас не нашлось ни одной темы исследования, где Вы поставили хотя бы 4 галочки, полистайте литературу, загляните в Интернет, поговорите с коллегами, обсудите с неспециалистами (свежий взгляд на вещи полезен). Короче попробуйте найти такие темы исследования, которые отвечают 4-5 перечисленным пунктам. Если у Вас и теперь не получилось, попробуйте поменять тему.

    3.1. Этапы разработки сетевого проекта

    Теперь, когда Вы выбрали учебную тему и у Вас в запасе есть интересное исследование, самое время продумать организационные моменты проведения проекта.

    Шаг 1. Продумать этапы проекта и сроки их проведения.

    Каждый проект по-своему уникален. И время проведения каждого его этапа зависит от многих факторов. Если мы хотим, чтобы его участники провели какие-то измерения или замеры, то нужно учесть не только продолжительность эксперимента, но и время на оформление его результатов и время на пересылку материалов.

    Если Ваше исследование предполагает обмен мнениями между участниками, то нужно предусмотреть способы общения.

    Викторина, если она необходима, может быть составлена Вами или состоять из вопросов, присланных участниками. Во втором случае необходимо предусмотреть время для составления и отправки вопросов и быть готовым к тому, что этих вопросов окажется не достаточно много или они попадут к Вам с большим опозданием. Кроме вопросов, хорошо бы спросить у участников и ответы на них, иначе Вам придется много попотеть, находя их самостоятельно. Но проверить качество ответов все же необходимо, а значит нужно, чтобы участники прислали еще и источник информации. Хотя и наличие источника не спасет Вас от спорных ответов: ведь часто разные источники содержат противоречивые факты об одном и том же.

    Ответы на викторину

    1. если вопросы простые и из учебной программы потребуют 5-6 дней (1-2 дня получение результатов - у людей могут быть трудности с получением почты, 1-2 дня на поиск ответов, 1 -2 на оформление и отправку)
    2. если вопросы требуют анализа и поиска можно увеличить время на неделю-две (чтобы определить необходимое время, лучше всего опробовать викторину у себя в школе или проверить на собственных детях)
    3. оценка результатов для новичков займет не менее недели. Не стоит загонять себя в жесткие рамки, лучше предусмотреть резерв времени, чем потом отвечать на взволнованные письма участников.

    Творческое задание

    1. требует длительного времени (три недели и более)
    2. лучше заявить темы творческих заданий в начале проекта, тогда у участников будет время на обдумывание.

    Исследование

    У каждого из нас свой способ мышления, чтобы не получилось, как у лебедя, рака и щуки, нужно тщательно продумать условия проведения и формы оформления результатов исследования. Любая неточность и двусмысленность могут привести к тому, что участники проекта проведут вовсе не те исследования, которые Вы ожидали. Или соберут не все данные, что не позволит Вам проанализировать результат.

    Шаг 2. Продумать, какие сведения об участниках вы хотели бы иметь и запросить их при регистрации проекта, когда проект уже идет или закончился это сделать сложнее. На мой взгляд, анкета обязательно должна содержать:

    • Название команды
    • ФИО руководителя
    • ФИ участников
    • Класс, школу
    • Адрес почтовый
    • Адрес электронный

    Для одушевления работы можно включить девиз или жизненное кредо каждого участника, фото команды. На сколько помогает наличие визитной карточки участника или приветствия команды, Вы, надеюсь, поймете сами.

    Шаг 3. Продумать критерии и форму оценки каждого этапа проекта

    Формы оценивания:

    • Единоличная оценка координатором проекта, согласно заранее объявленным критериям
    • Коллективная оценка – каждый участник или команда выставляет свои оценки другим участникам, согласно разработанным критериям, координатор подсчитывает средний балл
    • Коллективное обсуждение в форумах и чатах; (см. приложение 1)
    • Обсуждение в малых группах

    Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или иного вида деятельности:

    • Соответствие теме
    • Наличие исследования
    • Грамотность
    • Дизайн
    • Оригинальность

    Если в Вашем проекте предусмотрена коллективная оценка, не стоит увлекаться количеством и разнообразием критериев. Их не должно быть более 3-5. Оценивать чужие работы для детей занятие приятное, но в разумных пределах!

    Шаг 4. Продумайте, как будет происходить обмен информацией между Вами (координатором проекта) и его участниками.

    Пересылка файлов по электронной почте имеет некоторые нюансы. Объем почтовых ящиков, как правило, ограничен. И если Вы не ограничите объем (размер в байтах) пересылаемой информации, то он может переполниться, и часть информации Вы просто потеряете. Кроме этого пересылка больших объемов информации требует немалого времени, а, следовательно, повлечет определенные денежные затраты.

    Оговорить стоит, кстати, не только объем, но количество пересылаемых файлов. Если Вы не оговорили заранее, одна команда может, например, прислать 5 творческих работ, другая одну. Каким образом Вы будите оценивать их работу?

    Форма представления информации тоже может стать предметом разногласий. У Вас может просто не оказаться программного продукта с помощью, которого можно будет открыть присланный вам файл.

    Стоит заранее оговорить форму представления информации, и даже способы упаковки (сжатия) этой информации, т.е. указать доступные Вам архиваторы.

    Если Вы допускаете на одном и том же этапе проекта разные формы оформления результатов, не забудьте, что Вам придется их потом оценивать, и критерии оценки должны быть таковы, чтобы выбор формы не влиял на оценку.

    Чтобы ни одно письмо не потерялось, продумайте, какое ключевое слово, отличающие Ваш проект от всех других, Вы будете писать в теме письма.

    Шаг 5. Продумать, как вы будете награждать победителей (грамоты, призы, виртуальные дипломы, благодарности) При этом подумайте, а чтобы вы предпочли получить сами. Из опыта скажу, что учителя больше любят официальные бумаги, а дети призы.

    Шаг 6. Продумать аннотацию проекта. Аннотация проекта – это визитная карточка Вашего проекта. Поэтому она должна кратко отражать суть и изюминки Вашего проекта. Язык аннотации не должен быть формальным, стройте ее по законам хорошей рекламы. (см. Приложение 6)

    Шаг 7. Создать в Publisher эскиз сайта проекта и разместить его в сети. Наличие сайта проекта не обязательно, но облегчает общение, если задания каждого этапа не только посылаются участникам по электронной почте, но и размещаются своевременно на сайте проекта. Эскиз должен обязательно содержать аннотацию проекта, график его проведения, критерии оценки творческих работ (по возможности и других этапов проекта), рекомендации участникам и учителям. Хорошо, если на сайте своевременно появляются задания, результаты их выполнения, список участников, лучшие творческие работы.

    Пока проект идет, ваши продвинутые дети могут создать согласно эскизу сайт на HTML (например), который будет занимать меньший объем и, следовательно, быстрее загружаться. Если Вы сами способны создать такой сайт, не стоит тратить время на его реализацию в Publisher, т.е. сайт в Publisher имеет большой объем и будет долго загружаться.

    Шаг 8. Продумайте, какие методические материалы нужно подготовить для Вашего проекта, чтобы облегчить его проведение в другой школе, ведь хороший учебный сетевой проект должен быть таким, чтобы для каждой отдельно взятой школы-участницы его можно было рассматривать, как внутришкольный. Как помочь учителю правильно организовать работу с детьми в своей школе. (см. приложения 4-5)

    Шаг 9. Опубликовать информацию о своем проекте, чтобы привлечь к нему участников.

    Информацию о проекте можно опубликовать, например, в «Педсовете по средам», поместить на каком-то образовательном сайте, опубликовать в газете, просто послать Вашим заинтересованным коллегам по известным электронным адресам. В любом случае, посылая информацию о проекте, придерживайтесь следующего плана:

    • Название проекта
    • Авторы
    • Чья идея проекта, кто принимал участие в разработке, консультанты, эксперты, спонсоры
    • Краткое обоснование выбранной темы с точки зрения ее актуальности, перспективности.
    • На какую предметную область (предметы) рассчитан проект, межпредметные связи.
    • Предполагаемый возраст участников (класс)
    • Цели и задачи проекта.
    • Аннотации
    • Краткая характеристика проекта. Используемые методы обучения и педагогические технологии.
    • Этапы и сроки проведения проекта
    • Когда и в какой форме будут подведены итоги. Как будут использоваться данные (результаты, материалы), полученные в ходе проведения проекта.

    Проведение учебного проекта (1 этап)

    4.1. Функции координатора проекта

    Мы уже говорили ранее, что существует две формы координации проекта: явная и скрытая.

    Процесс управления проектом можно представить последовательностью следующих шагов:

    • Определить цели, подцели и задачи.
    • Определить ресурсы, необходимые для выполнения задач.
    • Составить план реализации проекта.
    • Инициировать процесс начала реализации.
    • Следить за развитием проекта.

    Координатор проекта должен обладать определенными качествами:

    • Иметь хорошие организаторские способности;
    • Быть методически грамотным;
    • Владеть навыками межкультурного общения;
    • Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
    • Активно сотрудничать в проектной деятельности;
    • Обладать базисными навыками работы в сетях;
    • Уметь работать с большими объемами информации;
    • Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

    Функции координатора проекта:

    • Поиск участников проекта;
    • при необходимости консультирование (по просьбе участников проекта);
    • связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта;
    • сбор и распространение информации об участниках проекта;
    • стимулирование участников к самооценке;
    • организация защиты и внешней оценки проекта.

    4.2. Стиль общения в проекте

    Умение соблюдать этические нормы важно для создания комфортной атмосферы в проекте. К соблюдению этических норм относится проявление таких качеств, как вежливость, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.

    Координатор проекта должен:

    • делать все вовремя и быть пунктуальным;
    • отвечать на все электронные письма без промедления, если не можете ответить сразу, сообщите коротко, когда сможете ответить;
    • быть любезным, доброжелательным, приветливым;
    • думать о других, а не только о себе;
    • стараться понять проблемы и точку зрения других участников проекта;
    • писать хорошим языком, без ошибок, избегать жаргонизмов;
    • четко выражайте свои мысли;
    • избегать оскорбительных выражений , сложных аббревиатур, непонятных терминов;
    • стараться не путать имена участников и не разглашать конфиденциальную информацию.

    При переписке по электронной почте следует соблюдать принятые в обществе правила этикета.

    Формы общения.

    Сложившаяся форма обращения в русском языке — «Уважаемый...». При этом запятая после обращения придает письму будничный характер, а восклицательный знак, наоборот, указывает на то, что факту общения придается особое значение. «Уважаемые коллеги!» — такая общая форма обращения уместна среди лиц одной профессии. Более эмоционально звучит «Дорогие коллеги!», нейтрально — «Коллеги,..». Если в обращении указывается имя и отчество, а фамилия не называется, то обращение приобретает несколько личный характер.

    Выбор залога.

    Действительный залог употребляется тогда, когда следует выделить, оттенить субъект действия. Действительный залог придает динамизм изложению. Обычно предложения с действительным залогом употребляются в настоящем времени и производят впечатление обмена информацией между адресатом и адресантом.

    Страдательный залог употребляется тогда, когда факт свершения действия имеет большее значение, чем указание лиц, свершивших действие, например: «Вы не выполнили мою просьбу прислать список участников проекта». «Моя просьба прислать список участников проекта не была выполнена».

    Во втором случае внимание концентрируется лишь на факте невыполнения, а конкретный виновник не называется прямо, а лишь имеется в виду.

    Употребление вводных слов и оборотов.

    Удачно найденное вводное слово, кстати сделанное обособление снимают напряженность тона изложения. Так, фраза «Ваша просьба не может быть удовлетворена по следующим причинам» весьма категорична, а ее этикетная редакция: «К сожалению, Ваша просьба не может быть удовлетворена» заметно снижает напряженность текста.

    Местоимение «я»

    Имеет место тенденция к утрате местоимения «я» в деловом письме. Своеобразие русского языка заключается в том, что субъект действия не обязательно выражается местоимением «я». Указание на первое лицо единственного числа выражается окончанием.

    Употребление местоимения «он»

    Этим местоимением нужно пользоваться с особой аккуратностью, так как оно может быть средством обезличивания, фамильярности и т. д. Лучше использовать имя конкретного человека, особенно если это происходит в рамках чата.

    Тон служебного документа

    Основное требование, предъявляемое к официальному письму, — объективность содержания, что обусловливает, как правило, нейтральность тона изложения. Официальные письма пишутся в доброжелательном тоне, не допускается иронизирование, проявление грубости, агрессии и пр. Не следует впадать и в другую крайность — использование чрезмерной вежливости (например, «Не откажите в любезности»), хотя современной деловой корреспонденции скорее присуща сухость, чем чрезмерная вежливость.

    Например: «Направляю вам анализ чата. Прошу познакомиться и дать экспертное заключение по данной работе».

    Если в рамках Вашего проекта предусмотрено общение его участников в чате, то Вам, как координатору проекта нужно не только продумать его проведение, но и решить организационные вопросы, а так же познакомить всех участников проекта с этикой проведения чата.

    Кроме общих требований этики, при проведении чата его участники должны придерживаться следующих правил:

    • Проявляйте уважение и доброжелательность к собеседнику. Запрещается своей речью наносить собеседнику разного рода ущерб, обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать и прямых отрицательных оценок личности партнера по общению типа: «Перестаньте пороть чушь», «Ваши высказывания глупы» и пр.
    • Вежливо относитесь к собеседнику. Вежливость должна быть не преувеличенной, а соразмерной данной ситуации. То есть необходимо учитывать пол, возраст, социальное положение участника дискуссии. Рекомендуется смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность.
    • Не выпячивайте собственное «я». Говорящему нужно быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику собственные мнения и оценки, но попытаться убедить его. Нужно уметь встать на позицию партнера по дискуссии.
    • Поставьте в центр внимания читателей, следящих за чатом. Предлагается постоянно поддерживать контакт с участниками чата, используя языковые этикетные формы, как, например: «Вам, наверное, интересно узнать...», «Вы, конечно, знаете...», повторные обращения.

    Тема дискуссии должна быть понятна, уместна и интересна всем ее участникам.

    Основные техники постановки вопросов

    Для управления ходом телеконференций координатору необходимо научиться задавать вопросы, которые позволят управлять ходом дискуссии, активизировать процесс коммуникации и в целом дадут возможность эффективно использовать время (что особенно важно при проведении аудио-, видео- и мультимедийных конференций). Опыт психологов и педагогов подсказывает, что необходимо помнить
    о следующих несложных правилах:

    • Кто задает много вопросов, тот получает много ответов.
    • Кто правильно задает вопрос, тот получает правильный ответ.
    • Чтобы получить вразумительный ответ, важно владеть тех никой постановки вопроса.

    Результативный разговор — это оказание определенного влияния на собеседника. Подобный разговор — это не одностороннее высказывание (мнение) по теме, а именно диалог — вопросы и ответы. Вопросы — это импульсы для активизации разговора. Они служат для выяснения точек зрения и управления ходом беседы. Они являются инструментом суггестии, который способствует принятию нужного вам решения. Задавая вопрос, вы уже определяете вид ответа. Поэтому необходимо обучиться технике постановки вопроса (Евланова, 2000), для этого рассмотрим их виды.

    Информационные вопросы

    Задаются в том случае, если вы нуждаетесь в знаниях, опыте, советах другого. Необходимы для составления впечатления о чем-то конкретном, при сборе сведений, информации. Это всегда открытые вопросы, т. е. вопрос всегда касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом отвечающий, сообщая определенные сведения, дает объяснения.

    Контрольные вопросы

    Задаются во время разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли к вам собеседник, понимает ли он вас или просто поддакивает. Наиболее простые контрольные вопросы: Что вы об этом думаете? Считаете ли вы так же, как и я? Не находите ли вы, что речь идет о стоящем деле? Реакция собеседника подскажет, что делать дальше: идти вперед при полном взаимопонимании, или отступить назад.

    Вопросы для ориентации

    Позволяют установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранее мнения или намерения. Это вопросы типа: Есть ли у вас вопросы по этой теме? Каково ваше мнение по этому пункту? И к каким выводам вы при этом пришли? Поняли ли вы, какую цель преследуете? Механизм работы с этими вопросами: вопрос для ориентации, суждение собеседника, замечание, что понял собеседник, и готов ли он согласиться с вами и вашими аргументами.

    Подтверждающие вопросы

    Задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если собеседник пятый раз согласился, то на решающий шестой не возразит. В любой разговор надо включать подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не разъединяет. Например: Вы придерживаетесь того мнения, что...? Наверняка вы тоже рады тому, что...?

    Ознакомительные вопросы

    Познакомиться с мнением собеседника. Открытые вопросы: Каковы ваши цели? Довольны ли вы выполненной работой? На какой эффект вы рассчитываете?

    Встречные вопросы

    Это искусный психологический прием. Вопросы позволяют сузить разговор и подводят собеседника все ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное «да».

    Альтернативные вопросы

    Предоставляют собеседнику возможность выбора (не больше трех вариантов). Предполагают быстрые решения. «Или» — основной компонент вопроса: Какое время на выполнение этого задания подходит больше всего:... или ....? Когда: .... или ...?

    Однополюсные вопросы

    Повторение вашего вопроса собеседником в знак того, что он понял, о чем идет речь. Он повторяет и затем дает ответ. Результат такого вопроса — у собеседника складывается впечатление, что ваш вопрос правильно понят. Отвечающий получает возможность тщательно обдумать свой ответ.

    Удостоверяющие замечания

    Это очень удачный вопрос... Я рад, что вы задаете... То, что вы задаете мне этот вопрос, доказывает, что...

    Направляющие вопросы

    Эти вопросы используются для того, чтобы подать знак, когда выступать очередному докладчику. Также они позволяют выделить и передать более выразительно определенную тему дискуссии, а также замедлить темп, смягчить или усилить ход беседы.

    Провокационные вопросы

    Используются для установления того, чего в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел: Вы действительно считаете, что...? Вы уверены, что...?

    Открывающие вопросы

    Это вопросы, открывающие переговоры, доклады, урок. Это очень важный момент для всех участников дискуссии, старт заинтересованности, при котором возникает состояние положительного ожидания: Если бы я смог предложить вам решение ... нашли бы вы для меня несколько минут? Вы позволите мне предложить решение этой проблемы?

    Заключительные вопросы

    Вопросы, направленные на завершение разговора. Как правило, задаются после одного-двух подтверждающих вопросов: Смог ли я вас убедить в том, что...? Заметили ли вы...? А затем (без перехода) заключительный вопрос: Какой срок вас больше устраивает? Где могут быть применены эти знания?[7]

    4.3. Конфликтные ситуации и пути их разрешения

    В при проведении сетевых учебных проектов, так же как при организации любой деятельности, иногда возникают конфликтные ситуации. Они могут быть обусловлены тем, что

    • координатор проекта недостаточно четко поставил перед участниками проекта задачу;
    • сроки проведения этапов составлены без учета реального времени, необходимого для выполнения задания;
    • нет обратной связи между координатором проекта и участниками;
    • критерии оценки изменились в процессе проведения проекта или не были заявлены заранее:
    • стиль общения координатора в сети некорректен или недоброжелателен:
    • оценка результатов проекта кажется его участникам необъективной:
    • и многое другое.

    Поэтому, первое, чему необходимо научиться для успешного управления конфликтом, - это вовремя распознавать его.

    Сигналы надвигающегося конфликта:

    • Взгляд на другого человека как на оппонента или противника.
    • Потеря контролируемого внимания по отношению к другому человеку.
    • Отрицание ответственности.
    • Уменьшение способности к самораскрытию.
    • Уменьшение готовности изменить свою точку зрения.
    • Ограничение коммуникаций.
    • Искажение восприятия.

    Если в ходе конфликта вы замечаете один или несколько из этих сигналов, необходимо тщательно проанализировать ситуацию и подумать, нельзя ли воспользоваться одним из приемов предотвращения дальнейшего нарастания напряженности и прерывания цикла конфликта.

    Приемы прерывания цикла конфликта:

    • Делитесь вашими чувствами без обвинений и упреков.
    • Не расширяйте предмет спора.
    • Не используйте других людей или авторитеты как оружие.
    • Избегайте выражений "Вы всегда" или "Вы никогда".
    • Реагируйте на поведение и не навешивайте ярлыки.
    • Преодолевайте тенденцию к сопротивлению.
    • Не настаивайте на принятии решения, пока вы еще огорчены.

    Однако все сказанное о конфликте вовсе не предполагает, что в любых ситуациях нужно вести себя одинаково миролюбиво. Ваше поведение должно определяться двумя основными факторами: уровнем настойчивости, т.е. тем, насколько вам важно добиться определенного результата, и потребностью в установлении или сохранении нормальных отношений с другой стороной, вовлеченной в конфликт.

    Стратегии поведения в конфликтах предполагают:

    • конфронтацию - прямое столкновение и использование силовых методов разрешения конфликта;
    • избежание - уход от борьбы, попытку представить ситуацию так, как будто конфликта нет вовсе;
    • приспособление - признание поражения ради сохранения отношений;
    • компромисс - обмен уступками для достижения приемлемого соглашения;
    • сотрудничество - совместную работу сторон для обоюдного удовлетворения интересов.

    Иногда неявно предполагается, что компромисс - это оптимальная стратегия поведения в конфликте. В действительности это не так. Компромисс чаще всего достигается с помощью позиционного торга. Каким бы ни казалось привлекательным сотрудничество как стратегия управления конфликтом, и эта форма поведения не универсальна хотя бы потому, что для ее реализации необходима добрая воля обеих сторон, вовлеченных в конфликт. Каждая стратегия имеет свои достоинства и недостатки, и какую стратегию выбрать зависит от конкретных сложившихся обстоятельств. Проше всего не создавать конфликтные ситуации, а для этого нужно тщательное планирование проведения проекта, соблюдение регламента его проведения, выполнение всех обещаний и доброжелательный тон общения с участниками.

     

    Проведение проектов (2 этап)

    Домашнее задание

    В рамках этой темы Вам будет предложено только одно практическое задание: проведение (участие) одного учебного сетевого проекта. Вместе с материалами этой темы Вы еще раз получите список из трех проектов, выбранных Вами для проведения. Авторы этих проектов будут в течение следующих трех недель проводить свои проекты. Остальные слушатели – участники проектов. Слушатели проектов разбиты на три группы, преимущественно с учетом предпочтений. У каждого свой проект для участия. Каждый слушатель-участник работает в проекте с группой детей своей школы (или с целым классом, если позволяет программа).

    Координатор проекта может тоже выставить для участия свою команду (индивидуальных участников), но это не обязательно. Главная его задача проведение проекта.

    В конце каждой недели, каждый из Вас посылает мне отчет (три недели – три отчета)

    Форма отчетности:
    ФИО слушателя курсов
    Название проекта, в котором Вы участвуете
    Ваша роль в проекте (координатор/участник)
    Сколько детей Вы привлекли к участию в проекте
    Какие проблемы возникли у Вас при работе с детьми и как их разрешили.
    Какие проблемы возникли у Вас при общении с организатором проекта и как их разрешили.
    Какие проблемы возникли у Вас при общении с коллегами и как их разрешили.
    Что сделано за неделю
    Что понравилось
    Что хотелось бы изменить

    Памятка организаторам проектов:

    1. Старайтесь четко придерживаться заявленного графика.
    2. На первом этапе проекта проверьте наличие обратной связи с участниками, убедитесь, что Ваши письма адресаты получают.
    3. Четко формулируйте задания каждого этапа.
    4. При получении писем от участников, уведомляйте их об этом.
    5. При неполучении писем от участников в срок, сообщайте им об этом.
    6. Еженедельно отправляйте мне отчеты о проведении, дополнительно указав количество и состав участников, общие впечатления о ходе проведения проекта.
    7. Если у Вас возникли сложности, обратитесь ко мне за консультацией как можно быстрее.

    Памятка участникам проектов:

    1. Четко соблюдайте сроки, установленные в проекте.
    2. Отвечайте на все письма организаторов.
    3. Если у Вас возникают предложения по проведению проекта, в котором Вы участвуете, не стесняйтесь немедленно написать о них автору проекта. Это может ему помочь.
    4. Еженедельно отправляйте мне отчеты.
    5. Если у Вас возникли проблемы, сообщайте о них организаторам проекта.
    6. Очень часто участники проектов обвиняют организаторов в том, что они что-то не указали в описании проекта заранее. Подумайте, чего Вы не нашли в описании проекта, в котором Вы участвуете и что, по Вашему мнению, должно там было быть непременно.
    7. Периодически анализируйте разработанный Вами проект, вносите в него изменения.

    Создание сайта проекта

    6.1. Структура сайта проекта

    Технология создания сайтов в Microsoft Publisher была разобрана на курсах Intel® «Обучение для будущего», поэтому мы остановимся только на содержании сайта.

    Примерная структура сайта проекта

    • Начальная страница
      • Название.
      • Цитата, лозунг.
      • Аннотация.
      • Цели и задачи.
      • Формы взаимодействия организаторов с участниками.
      • Авторы, координаторы, администраторы, организаторы
      • Контактная информация
    • Ход проведения проекта
      • Условия регистрации.
      • Сроки реализации проекта.
      • Этапы проведения проекта.
      • Условия участия.
      • Особенности проведения
    • Участники.
      • Список
      • Визитки
      • Лучшие работы
    • Критерии оценивания работ участников проекта.
    • Методические странички
    • Информационные странички
    • Тематические странички, посвященные разным тапам проекта
    • Результаты проекта.
      • Итоги
      • Награды, призы.
      • Возможное продолжение/ развитие проекта.

    Разумеется, название и содержание страниц не должно быть формальным. На сайте проекта Вы размещаете ту информацию, которая нужна Вам и участникам проекта для успешного взаимодействия. С сайтом должно быть легко и удобно работать.

    Создавая сайт, помните о том, что он должен быть интересен для детей и полезен и для детей и для учителей.

    Сайты, созданные в Microsoft Publisher тяжеловесны, не загромождайте их ненужными картинками и эффектами.

    Проверьте, работают ли ссылки на внешние материалы сайта. Microsoft Publisher создает ссылки абсолютные. При перенесении сайта на другой носитель, они работать не будут.

    Относительная ссылки имеет следующую структуру: ..\..\имя_папки\имя_папки\имя_файла.тип_файла

    комбинаций ..\ столько же, сколько папок Вам надо закрыть, чтобы выйти на тот уровень из которого можно попасть на ту «ветку дерева», которая ведет к Вашему файлу.

    Помните так же, что для хранения всех страничек, кроме первой, Publisher создает отдельную папку, т.е. дорога от них становится на один уровень длиннее. Имена файлов, на которые Вы ссылаетесь, должны быть написаны латинскими буквами. Избегайте длинных названий (более 8 символов) и пробелов.

    6.2. Сайт в НТМL.

    В этом разделе я попытаюсь рассказать немного о том, как из эскиза сделать сайт в HTML. Я не буду давать основы языка, им можно найти в приложенном электронном учебнике. Показу только, как воспользоваться эскизом сайта для создания «легкой» копии в кодах.

    Для примера рассмотрим одну страничку сайта по физической культуре.

    1. Создадим папку для сайта.
    2. Откроем папку эскиза сайта, которую создал Publisher и скопируем в нее нужные для создания странички картинки. Их легко отличить от текста. Посмотрите, текст меню тоже картинка. Скопируйте ее тоже.
    3. В блокноте запишите программу, сохраните ее в папке сайта с расширением htm.
    4. Далее поясню из чего состоит текст программы. Посмотреть тект без комментарием можно, если при просмотре web-страницы нажать Вид –> Просмотр кода HTML (или источник) Все комментарии будут красным, их в программе быть не должно.

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
    Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
    Hosted by uCoz